среда, 19 января 2011 г.

Церковно-религийные отношения в ВКЛ и РП.

XYI-XYII стагодзе - характеризуются значительными сдвигами почти во всех ветвях духоунага жизни Беларуси. На этот период припадает расцвет рэнесансавай культуры в Беларуси и во всем Княжестве, возникновение кириллического, а позже лаціна-польского кнігадруку, распаусюджванні реформационных идей и рухау, проникновение светских гуманистических и просветительских павевау в культуру. Важную роль в развития беларуской и восточнославянской культуры отыграло книгопечатание основанной просветителям,гуманистам и реформаторам Францискам Скарынам (около 1490-около 1551 гг). В концы второго - начала трэццяга десятилетия XYі ст. Фр. Скорина займауся інтэнсіунай литературно-пісьменні- цкай и издательской деятельностью в Жажде, Вильно. Скорина пераклау, адрэдагавау пракаменціравау,падрыхтавау к печати и выдау 23 книги Ветхого завета:Біб лия, Псалтырь и т.д. Издания Скорины проповедовали гуманистические идеи,жизнь ёвую актыунасць на пользу общества, честные моральные принципы,уважение к духоунай и исторического наследства рознычх народау.
Гуманистическо-просветительские традыціі Скорины працягвау и развівау Симон Будний (около 1530-1593), один из заснавальнікау и супрацоунікау Несвижской типографии, аутар первых печатных на беларуском языке творау: "Катехизисо", 1562, "О апрауданні грешного человека перед Богом", 1562, "Новый завет", 1574 г. Будний крытыкавау каноническую христианскую догматику, царкоуныя традиции. Иен станоуча ацэньвау культуру еурапейскага Возрождения, выступау за развитие пісменнасці и книгопечатания на родном языке, культурные связи, адмоуна ставіуся к цензуре.
Сподвижниками Буднего па социальных и религиозных взглядах быу не богатый беларуский шляхтич,гуманист, книгоиздатель, пісменнік и переводчик - Василий Цяпінскі (г.н.неизвестный - 1599г.).В маентку Цяпіна иен заснавай типографию на царкоунаславянскай и беларуской языках Евангелие (1570-я г.)Предисловие к кні гі - лучший узор беларуской гуманистическо-просветительской патриотичной публицистики.В это время жили и вершили Мікола Гусоускі (1470-1533) "Песня про зубра",Ян Вісліцкі (1485-1520) "Прусская война", Леу Сапега, Мялеці Смотрицкий, Афанасій Филиппович,иван Фёдарау,Петр Мстиславец,Андрей Рымша и мн.др.
Даунія исторические традиции имела на Беларуси монументальная архитектура Впечатляли величественностью и красотой дворцово-замковые построения в Миры,Геранёнах,Смоляках,Несвиже.
В выяуленчым искусстве притягивали отыгрывать большую роль иконопись,драу ляная скульптура.Но все более распаусюджваецца портретная живопись, книжная миниатюра,гравюры.Тогда же з'яуляюцца первые светские хоры,капеллы. Образовываются при учебных учреждениях театры.Наібольш древней христианской церковью на Беларуси была праваслауная.Во главе праваслаунай церкви стаяу кіеускі, а потом маскоускі митрополит.Праваслауе отыгрывали значительную роль в общественной жизни Беларуси.Она связывала беларуские территории из другими востоко славянский ми.
Католицизм на Беларуси пачау распаусюджвацца из середины Xііі ст.,в особенности пашырыу свой уплау после Крэускай унии ( 1385г.) Католицизм в концы XіY ст. быу принятый руководящими колесами ВКЛ.
В первой половине XYі ст. Реформация охватила большинство стран Еуропы.Рэфар мацыя на Беларуси з'яулялася састауной частью еурапейскай.Асноунымі рэфар мацыйнымі течениями на Беларуси и Литве з'яуляюцца: кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм.Асноунай социальной опорой реформации з'ячулялася шляхта и часть магнатау (Радзивиллы,Сапеги,Ходкевичи,Кишки). Горожане и крестьяне сохранили свою приверженность к праваслауя.В царкеуным жизни ВКЛ,Польши,а позже Речи посполитые пэунае место отводиться униатской церкви. Берестейский собор 1596 г. абвясціу о создании униатской церкви. Она признавала верхавенства римского папы и захоувала абрадавасць праваслаунай.Разные колеса Речи посполитые отнеслись адмоуна к царкоунай унии,в особенности на первом этапе.Этому свидетелем "Витебский бунт",под время которого быу убитый униатский архіепі скап іясафат Кунцевич.

1 комментарий: